Социальная психология в преподавании естественнонаучных знаний

Программа тренинга:

Социальная психология в преподавании естественнонаучных знаний

Предназначена: для студентов, педагогов, методистов, служащих всех уровней, рядовых граждан, желающих расширить свой кругозор, понять суть и смысл влияния различных ситуаций на наши взаимоотношения, адекватно воспринимать видимую реальность.

В объеме: 16 часов

Форма обучения: дистанционная

Аннотация: Наши взгляды на мир несут на себе отпечаток наших предположений и заблуждений. Чтобы понять в какой мере принимаемое нами как должное зависит от разделяемых нами ценностей и социальных представлений, необходимо пополнить запас своих знаний.

Курсы дают понимание роли социальной психологии в формировании связного естественнонаучного восприятия действительности и помогают освободиться от «розовых очков», через которые мы обычно смотрим на реальность.

 

ПО ОКОНЧАНИЮ ТРЕНИНГА ВЫДАЕТСЯ УДОСТОВЕРЕНИЕ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ 

 

Социальная психология отвечает на вопросы и снимает «розовые очки»

Есть такая наука, которая изучает влияние различных ситуаций на то, как мы воспринимаем друг друга и как воздействуем друг на друга, называется эта наука – социальная психология. Цель социальной психологии – понять суть и смысл связывающих нас нитей. Эта наука ищет ответы на вопросы, которые интересуют всех. Вот некоторые из них.

В какой мере социальный мир, в котором мы живем, — плод нашего воображения? 

Был проведен эксперимент, показавший влияние мнения группы на суждения отдельного человека относительно восприятия видимой реальности, отмечено различие между индивидуальным и групповым восприятием одного и того же. В итоге, из-за страха оказаться в одиночестве, индивид чаще всего принимал сторону большинства.

Будете ли вы жестоким, если вам прикажут? 

Сколько чудовищных преступлений совершено потому, что тысячи людей подчинились и продолжают подчиняться приказам. Нормальные люди оказываются вовлеченными в совершение настоящих злодейств. Но вспомните, почти все сказки, мифы, притчи несут одну важную мысль: будьте хорошими детьми, слушайтесь старших, т.е. подчиняйтесь авторитетам. Затем переходим уже на взрослых: родителей, учителей, начальников, политиков, диктаторов – и здесь уважение к авторитету. Подчинение авторитету – одна из важных составляющих природы человека. Таково воздействие приказа, заставляющего действовать вопреки совести и нравственным принципам.  Для очень многих людей подчинение – привычная поведенческая модель, часто перевешивающая представления об этике, сочувствии и нравственном поведении. Подчинение приказу, если он противоречит совести - вопрос для философов, начиная со времен Платона.

Какие ситуации «запускают механизмы», делающие людей склонными к помощи другим людям или к жестокости и жадности

Зависит ли то, какими вырастают люди, например от того, где они живут?

Социальная психология ищет ответы на эти и подобные вопросы. Она изучает установки и убеждения, конформизм и независимость, любовь и ненависть. Говоря формальным языком, социальная психология — наука о том, как и что люди думают друг о друге, как влияют друг на друга и относятся друг к другу, это не столько совокупность результатов, сколько совокупность стратегий, позволяющих получать ответы на вопросы.

В науке личные мнения неприемлемы. Когда на суд выносятся идеи, приговор зависит от доказательств.

Но так ли уж объективны социальные психологи? Поскольку все они — простые смертные, не проникают ли в их работу личные представления о том, что желательно и как люди должны вести себя?

 

Человеческие ценности выступают как объект социально-психологического анализа, а социальные психологи изучают их формирование, причины их изменения и механизм влияния на установки и поступки. Однако, ни одно из этих направлений не говорит нам о том, какие ценности «правильнее».

В наши дни и ученые, и философы согласны с тем, что мы в своей повседневной жизни смотрим на мир сквозь призму своих предубеждений, следуя той концепции, которой сами придерживаемся.

То, что мы принимаем как само собой разумеющееся, — общие убеждения, называемые психологами «социальными репрезентациями» присущи ученым, безотносительно того, в какой области науки они работают.

Возьмем для примера попытки дать определение понятию «хорошая жизнь». Психологи обращаются к разным людям: к зрелым и незрелым, очень общительным и не очень, психически здоровым и психически больным. Полученные ответы звучат так, словно констатируют факты, хотя на самом деле высказываются ценностные суждения, отражающие личные ценности.

 

Когда психотерапевты советуют нам как жить, когда специалисты по воспитанию говорят, как надо воспитывать детей, а некоторые психологи убеждают, что мы живем не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям, они в основном руководствуются своими личными представлениями. 

Если мы определили собственные цели, наука может помочь и подсказать наилучший способ их достижения. Но она не отвечает и не может отвечать на вопросы, связанные с моральными обязательствами, с нашим предназначением и смыслом нашей жизни.

 Завуалированные ценности проникают даже в психологические концепции, базирующиеся на экспериментальных исследованиях. Скрытые ценности проникают в рекомендации, которые дают психологи. Они просачиваются в популярные книги по психологии, советующие читателям, как нужно жить.

 

Описать одно и то же явление можно по-разному, используя слова разной эмоциональной окраски

Называем ли мы участников партизанской или гражданской войны «террористами», «инсургентами» или «борцами за свободу» зависит от нашего взгляда на её причину. Называем ли мы помощь, оказываемую государством, «социальным обеспечением» или «помощью нуждающимся», зависит от наших политических взглядов. Когда «чужие» восхваляют свою страну и свой народ — это национализм, но когда «мы» делаем то же самое — это патриотизм. «Промывание мозгов» есть социальное влияние, которые мы не можем, и не должны одобрять, и которое наблюдаем повсеместно. 

 

Есть ли связь между тем что есть и тем, что должно быть?

Ни из одного исследования человеческого поведения не следует логический вывод о том, какое поведение «правильно». Если большинство людей не делает чего-то, из этого вовсе не следует, что их поведение «неправильное». И наоборот. Сегодня пропасть между «есть» и «должно быть», между научным описанием и этическим предписанием остается такой же широкой, какой она была и 100, и 200 лет тому назад. Наши взгляды на мир несут на себе отпечаток наших предположений и заблуждений. Чтобы понять, в какой мере принимаемое нами как должное зависит от разделяемых нами ценностей и социальных репрезентаций, необходимо познакомиться с миром иной культуры, пополнить запас своих знаний. Именно понимание того, что человеческое мышление всегда включает интерпретацию (трактовку), делает необходимым научный анализ; нам нужны исследования, выполненные с разными предубеждениями. Постоянно проверяя свои убеждения фактами, лучше узнавая последние, мы контролируем и ограничиваем свои предубеждения. Системные наблюдения и эксперименты помогают нам освободиться от розовых очков, через которые мы обычно смотрим на реальность. Человеческое мышление редко бывает беспристрастным, поэтому нам и нужны системные наблюдения и эксперименты, чтобы проверить, соответствуют ли реальности наши заветные идеи, цели и представления.

К сожалению, адекватное поведение людей, соответствующее их знаниям, жизненному опыту, часто упускается из вида исследователями, воспринимающими их как ортодоксальные рудименты, недействительные и ненужные при современном развитии технологий.

А ведь компенсация недостатка понимания современных технологий может и должна быть компенсирована. Предоставление информации в достаточном объеме и качестве, необходимом для самостоятельной адекватной классификации дает шанс обновить свое понимание современными знаниями не только для каждого человека в возрасте, но и для формирования связного естественнонаучного понимания у молодежи. Нужны выверенные, гармоничные естественнонаучные знания.

 

Человеком не рождаются, человеком становятся, и в этом смысле информация достоверности и связности естественнонаучных знаний о природе занимает первое место. Решение вопроса создания естественнонаучной базы знаний, адекватной современным достижениям, может решить множество проблем, даже таких, как проблемы адекватности, компетентности и развития нематериального актива цивилизации.

 

Сегодня основа естественнонаучной научной базы знаний формируется на этом сайте и на страницах нашего издания - всероссийской газеты «Современная школа России».

Open World Campus и Современная школа России
www.mirdiplom.ru, г.Москва, 2015-2018
Яндекс.Метрика